вторник, 21 апреля 2020 г.


Уважаемые студенты, обучающиеся по образовательной программе "Таможенное дело"
ЛЕКЦИЯ
Тема 8. Обжалование постановлений суда первой инстанции
1.     Сущность и понятие апелляционного производства.
2.     Производство в суде кассационной инстанции.
3.     Пересмотр судебных актов в порядке надзора.
4.     Понятие и основания пересмотра судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.


1       Важнейшей гарантией реализации конституционного права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов является возможность пересмотра судебных постановлений вышестоящей инстанцией.
Возрождение апелляции знаменуется принятием Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ, в соответствии с которым гл. 39 ГПК РФ, по сути, была изложена в новой редакции. Нормы, регулирующие порядок пересмотра решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, были подвергнуты унификации. Апелляционная инстанция стала второй инстанцией не только для решений мировых судей, но и для решений, принятых по первой инстанции, судами всех иных звеньев.
         Апелляционная инстанция стала второй инстанцией не только для решений мировых судей, но и для решений, принятых по первой инстанции, судами всех иных звеньев. Таким образом, апелляционная жалоба (представление) на решения мировых судей рассматривалась районными судами; на решения районных судов и гарнизонных военных судов — судами регионального уровня и окружными (флотскими) военными судами соответственно; на решения судов регионального уровня и окружных (флотских) военных судов — Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ соответственно; на решения ВС РФ, принятые по первой инстанции, — Апелляционной коллегией ВС РФ.
         В 2018 г. были внесены существенные изменения в Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и ГПК РФ, затрагивающие устройство системы апелляционных судов и порядок осуществления апелляционного пересмотра. В частности, на территории РФ было создано пять апелляционных судов, которые действуют в пределах пяти соответствующих округов. Эти суды уполномочены рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов регионального уровня, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды состоят из президиума и трех коллегий (по гражданским делам, административным, уголовным делам). Кроме того, для апелляционного пересмотра решений окружных (флотских) военных судов, принятых ими по первой инстанции, был создан специальный апелляционный суд. Таким образом, была изменена подсудность апелляционного пересмотра для судебных актов, принятых судами регионального уровня, а также окружных (флотских) военных судов принятых по первой инстанции.
Сущность современной апелляции видится в контроле, реализуемом вышестоящими судебными органами за деятельностью нижестоящих, который осуществляется путем проверки законности и обоснованности решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.
         Современной апелляции присущи следующие признаки:
         1) апелляционная жалоба (представление прокурора) подается на решение (определение) суда, не вступившее в законную силу;
         2) обращение с апелляционной жалобой (представлением) связано с потенциальной необоснованностью или незаконностью решения (определения) суда первой инстанции;
         3) рассмотрение дела в апелляционном порядке происходит в вышестоящем суде;
         4) у суда апелляционной инстанции отсутствует право возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, он должен сам разрешить дело;
         5) апелляция возможна в каждом деле однократно (Е. А. Борисова);
         6) суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ. При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ (существенное нарушение норм процессуального права), суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, о чем выносится соответствующее определение. Существенными особенностями обладает апелляционный пересмотр судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства. Они рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 335.1 ГПК РФ;
         7) суд апелляционной инстанции вправе принимать и оценивать дополнительно представленные доказательства при условии, что лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Согласно ст. 335.1 судом апелляционной инстанции не принимаются дополнительные доказательства по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, за исключением случаев, если доказательства и (или) иные документы необоснованно не были приняты судом первой инстанции в случае, указанном в ч. 4 ст. 232.3 ГПК РФ;
         8) право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в деле, однако вопрос о правах и об обязанностях был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле;
         9) имеют место специфические правила подсудности;
         10) имеется специфика проявления принципов гражданского судопроизводства. Так, принцип состязательности ограничен необходимостью доказывания наличия уважительных причин непредставления доказательств в суде первой инстанции. Свои особенности в апелляционной инстанции имеет и принцип диспозитивности. Действие указанного принципа ограничено вследствие законодательно установленного запрета изменять предмет или основание иска, изменять размер исковых требований, предъявлять встречный иск (ч. 6 ст. 327 ГПК РФ).
         Исследования сущности апелляционного производства, а также его характерных признаков позволяют сформулировать следующее определение данной категории.
         Апелляционное производство — это установленный законом порядок
         обжалования и проверки с точки зрения законности и обоснованности
         не вступивших в законную силу решений и определений суда первой
         инстанции, предполагающий повторное рассмотрение дела судом второй инстанции.
         Значение апелляционного производства заключается в следующем:
         — апелляция более демократична и доступна по сравнению с другими способами обжалования, поскольку реализация права на обжалование обусловлена только волей лиц, участвующих в деле лиц, в законодательстве отсутствуют обязательные основания обжалования;
         — апелляционное производство обеспечивает возможность в полном объеме осуществить право на судебную защиту в условиях состязательности и равноправия сторон;
         — наличие у суда апелляционной инстанции права рассмотреть дело в полном объеме и вынести решение по существу и отсутствие возможности направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции позволяет свести к минимуму затраты процессуальных средств и расходов;
         — институт апелляционного обжалования судебных постановлений является базой для формирования единообразной судебной практики.
2. Кассационное производство. Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ были внесены весьма существенные изменения в соответствующую главу ГПК РФ, а также в Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В настоящее время у судов регионального уровня изъяты полномочия по осуществлению кассационного производства и создана дифференцированная система кассационного обжалования. Для обжалования вступивших в законную силу судебных актов районных судов и мировых судей, судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, судов регионального уровня на территории РФ создано девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов. Для обжалования вступивших в законную судебных актов гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, принятых ими по первой инстанции, апелляционных и иных определений окружных (флотских) военных судов, апелляционного военного суда, принятого им в качестве суда апелляционной инстанции, был создан кассационный военный суд. Судебные акты, которые уже были предметом кассационного рассмотрения в кассационном суде общей юрисдикции, и сами кассационные определения данного суда, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, могут быть обжалованы в кассационном порядке в судебную коллегию ВС РФ. То же самое касается судебных актов военных судов.
         В зависимости от судебного органа, уполномоченного на рассмотрение кассационной жалобы (представления), существенно различается порядок осуществления кассационного производства.
         В настоящее время кассационное производство представляет собой порядок обжалования и проверки вступивших в законную силу судебных постановлений с точки зрения законности.
         Сущность современного кассационного производства видится в его исключительном (экстраординарном) характере в силу следующих причин:
         1) объектом пересмотра являются вступившие в законную силу судебные постановления;
         2) реализация права на судебную защиту в кассационном порядке является довольно трудоемкой для заинтересованных лиц процедурой в силу следующих причин: а) обязательным условием обращения к суду кассационной инстанции является исчерпание заинтересованными лицами иных способов обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу; б) наличествуют пресекательные сроки для обращения в суд кассационной инстанции; в) имеется предварительный этап рассмотрения кассационных жалоб и представлений в случае их обжалования в судебную коллегию ВС РФ; г) отсутствует возможность представить дополнительные доказательства; д) основания для отмены судебных актов имеют особый характер;
         3) имеется опасность нарушения принципа правовой определенности, предполагающего стабильность вступивших в законную силу судебных актов

3. НА сегодняшний день надзорное производство представляет собой порядок обжалования и пересмотра Президиумом Верховного суда РФ вступивших в законную силу судебных постановлений, бывших предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционной или кассационной инстанции, с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров ФФ; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия правоприменительной практики; а также недопущения фундаментального нарушения норм материального или процессуального права (законности).
Сущность современного надзорного производства видится в его исключительном(экстраординарном) контроле за законностью судебных актов, который имеет специфическое проявление, а именно:
          1) объектом пересмотра являются вступившие в законную силу судебные постановления, бывшие предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционной или кассационной инстанции;
         2) единственным органом, уполномоченным пересматривать судебные акты в порядке надзора, на сегодняшний день, является Президиум ВС РФ;
         3) реализация права на судебную защиту в надзорном порядке является довольно трудоемкой для заинтересованных лиц процедурой в силу следующих причин: а) наличествуют пресекательные сроки для обращения в суд кассационной инстанции (три месяца — в общем порядке и шесть месяцев — при обращении к Председателю ВС РФ о подаче представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.11 ГПК РФ)); б) имеет место предварительный этап рассмотрения надзорных жалоб и представлений; в) основания для отмены судебных актов имеют особый характер и отличаются от оснований для отмены судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанции и т. д.;
         4) имеется опасность нарушения принципа правовой определенности, предполагающего стабильность вступивших в законную силу судебных актов: а) имеется возможность приостановления исполнения вступившего в законную силу судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, а, следовательно, и его отмены с последующим поворотом исполнения; б) в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ сохранена возможность инициирования в отдельных случаях пересмотра судебных постановлений в порядке надзора путем подачи представления должностных лиц, которые не имеют никакой заинтересованности в исходе дела, а именно, Председателя ВС РФ или его заместителя; в) во многом просматривается дублирование норм, регулирующих надзорное и кассационное производство, осуществляемое Судебной коллегией ВС РФ; г) отсутствуют положения, указывающие на то, что возможность пересмотра окончательного судебного акта допускается в порядке надзора только после использования иных способов его обжалования до вступления судебного акта в законную силу.
         Таким образом, законодательное регулирование современного надзорного производства может быть оценено неоднозначно. Степень его эффективности получит надлежащую оценку лишь по результатам практического применения.
         На сегодняшний день положительная роль ( значение ) надзорного производства усматривается:
         — в контроле Президиума ВС РФ за деятельностью судов, который осуществляется путем проверки судебных актов на предмет надлежащей защиты прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; недопущения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права;
         — гарантировании лицам, участвующим в деле, а также лицам, не участвующим в деле, но права и интересы которых были нарушены принятым постановлением, защиты их прав и законных интересов;
         — формировании единообразной правоприменительной практики: законодательство прямо предусматривает такое основание к отмене судебного акта в порядке надзора, как нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.

4.        ГПК РФ устанавливает особый порядок обращения в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
         Во-первых, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены решения, определения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, постановления президиума суда надзорной инстанции. Поскольку судебный приказ относится к судебным постановлениям (ч. 1 ст. 13 ГПК РФ), следовательно, его можно отменить по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
         Во-вторых, для обращения в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам необходимо наличие оснований, указанных в ч. 3, 4 ст. 392 ГПК РФ.
В-третьих, право на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам принадлежит сторонам, лицам, участвующим в деле, и другим лицам, если судебное постановление затрагивает их права и законные интересы.
С представлением о пересмотре судебного постановления вправе обратиться прокурор вне зависимости от его фактического участия в заседаниях судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Кроме того, прокурор вправе обратиться с представлением в защиту прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц"  интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, которые не привлекались к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.
         В-четвертых, пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим судебное постановление.
         В-пятых, установлены специальные сроки подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам — три месяца со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта. Относительно постановлений КС РФ данный срок будет исчисляться со дня, следующего за днем их официального опубликования. Применительно к постановлениям ЕСПЧ данный срок будет исчисляться со дня, следующего за днем вступления их в законную силу. Если основанием пересмотра выступают постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, то срок будет исчисляться со дня опубликования их на официальном сайте ВС РФ в сети Интернет. При этом законодатель сделал оговорку, что в случае, если обстоятельства, предусмотренные п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, будут выявлены при рассмотрении кассационных жалобы, представления или надзорных жалобы, представления, то срок подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений будет исчисляться со дня получения копии определения об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
         При наличии предпосылок и соблюдении условий предъявления заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судья назначает судебное заседание.
         Рассмотрение заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам происходит тем же судьей (судом), который вынес постановление, в судебном заседании. Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления. В случае если пересмотр судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам инициирован представлением прокурора, то помимо перечисленных выше субъектов он также извещается о времени и месте судебного разбирательства.
         При рассмотрении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судья не проверяет правильность применения конкретного" нормативного правового акта, а лишь выясняет наличие или отсутствие новых или вновь открывшихся обстоятельств и устанавливает возможность их влияния на правильность вынесенного судебного постановления.
         По результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судья может принять одно из следующих решений :
         1) удовлетворить заявление, в случае признания обстоятельств новыми или вновь открывшимися, и отменить судебное постановление. При отмене судебного постановления дело рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства в зависимости от того, в какой инстанции рассматривается это заявление (первая, апелляционная, кассационная или надзорная). При этом повторное рассмотрение гражданского дела в том же судебном заседании возможно только при обязательном извещении сторон, прокурора и других лиц, участвующих в деле;
         2) отказать в удовлетворении заявления о пересмотре судебного постановления. Судья отказывает в удовлетворении заявления о пересмотре судебного постановления, если не признает обозначенные обстоятельства новыми или вновь открывшимися и не усмотрит влияния их на судебное постановление.
         ГПК РФ не устанавливает особых требований, предъявляемых к определениям, вынесенным по результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому такое определение составляется и должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к определениям суда и закрепленным в ст. 224—227 ГПК РФ.
Лекция основана на использовании учебного материала. В частности: Гражданский процесс : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Лебедев [и др.] ; под редакцией М. Ю. Лебедева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с. 


9 комментариев:

  1. Рабаданова Нарижат
    таможенное дело 3 курс

    ОтветитьУдалить
  2. Камилова Ханум 3 курс таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  3. Газиева Мариям 3 курс таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  4. Гаммадаева Оксана 3 курс таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  5. Нурудинова Джамиля 3 курс Таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  6. Бабаева Индира 3 курс таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  7. Гаммадаева Оксана 3 курс таможенное дело

    ОтветитьУдалить
  8. Кайтмазов Алиасхаб. 3курс Таможенное дело

    ОтветитьУдалить