понедельник, 31 октября 2022 г.

 



Лекция по гражданскому процессу для студентов ПСА КОЛЛЕДЖА ДГУ

Убедительная просьба оставить комментарий на странице блога о том, что вы ознакомились с лекцией!

Тема 8. Подсудность гражданских дел судам

 

 

1.     Компетенция судов по рассмотрению гражданских дел: понятие, критерии разграничения.

Определения понятий "компетенция", "подсудность" и "подведомственность".  

Компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)). Компетенция - (латин. competentia) (книжн.) - 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012).

Компетенция (лат. competentio от соmpeto - добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый государственный орган, учреждение или организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, то есть действовать только в пределах собственной компетенции. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)).

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Подсудность – 1) принадлежность к разряду дел, лиц, подлежащих суду, относящихся к ведению той или иной судебной инстанции; 2) Круг дел, относящихся к ведению данной судебной инстанции. (Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012).

Подсудность - распределение между судами дел, подлежащих слушанию по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

 Разграничение компетенции между различными судами судебной системы принято в настоящее время называть «подсудностью». Основы института подсудности заложены в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

 В настоящее время применяются два основных критерия отнесения гражданских дел к подсудности того либо иного судебного органа (КС РФ, суда общей юрисдикции, арбитражного суда): субъектный состав и содержание спорного материального правоотношения. Существенным моментом является то, что данные критерии всегда должны применяться в совокупности. В обратном случае высока вероятность ошибочного применения правил разграничения подсудности между судами различных систем.

Итак, первым критерием подсудности дела тому либо иному судебному органу является субъектный состав. Субъектами, обладающими правом обращения в КС РФ, являются специально уполномоченные органы государственной власти РФ и ее субъектов, суды, граждане и их объединения, иные органы и лица. Учитывая экономический характер споров, подсудных арбитражным судам, основными участниками арбитражного процесса являются субъекты предпринимательских отношений (коммерческие организации и граждане-предприниматели). Однако в случаях, предусмотренных АПК РФ, к их числу могут быть отнесены и иные субъекты. Наконец, крайне широким является круг субъектов гражданского судопроизводства, осуществляемого в рамках системы судов общей юрисдикции. Однако его основными участниками являются субъекты (граждане, организации и т. д.), не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

       Вторым критерием является содержание спорного материального правоотношения, подлежащего разрешению. Полномочия КС РФ закреплены в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ранее сложность в разграничении компетенции по рассмотрению дел КС РФ и иным судам в основном заключалась в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды наряду с КС РФ уполномочены были осуществлять нормоконтроль, а именно, рассматривать дела об оспаривании нормативных актов по мотиву несоответствия их нормативному правовому акту, имеющему бульшую юридическую силу (гл. 24 ГПК РФ, гл. 23 АПК РФ). На сегодняшний день этот вопрос утратил актуальность, поскольку в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства указанная категория дел, наряду с иными делами, возникающими из публичных правоотношений, не рассматривается. С принятием КАС РФ эта прерогатива принадлежит административному судопроизводству. Между тем системный анализ нормативного материала и судебной практики позволяет сделать вывод, что к исключительной компетенции КС РФ относится нормоконтроль в отношении таких видов кодифицированных актов, как федеральный закон, конституция или устав субъекта РФ, а также любой иной акт в случае возникновения вопроса о соответствии его Конституции РФ.

       Что касается разграничения подсудности в отношении иных категорий дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то отправной точкой является то, что последние нацелены на осуществление правосудия в сфере экономических правоотношений. В иных случаях арбитражные суды вправе рассматривать конкретную категорию дел лишь в случае прямого указания в законе. В противовес арбитражному процессуальному законодательству ГПК РФ в ст. 22 к числу дел, подсудных судам общей юрисдикции, относит споры неэкономического характера, а именно, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений и т. д.

 Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ в перечень дел, входящих в компетенцию судов общей юрисдикции, были отнесены дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых Федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов."

2.     Понятие и виды подсудности

          Институт подсудности имеет глубокие исторические корни. Впервые подсудность была определена в Уложении 1649 г. как предмет дела и обусловливалась следующими обстоятельствами: 1) местом жительства лица; 2) званием лица; 3) родом дела. Решающее значение имела личная подсудность, организованная по сословиям, т. е. по принципу каждый судится с равными себе.

К сожалению, на сегодняшний день законодательство, несмотря на всю значимость данного правового института, не содержит его дефиниции. В теории же рассматриваемый термин оценивается неоднозначно.

       Проблемы терминологии

       По мнению Ю. К. Осипова, подсудность следует определять как компетенцию различных судов на рассмотрение подведомственных судебным органам дел по первой инстанции. З. Х. Баймолдина определяет подсудность через предметные полномочия конкретного суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, подведомственных судам, которые разграничиваются на основе общих правил и предусмотренных законом исключений из них

          Подсудность представляет собой относимость гражданского дела к компетенции определенного суда в области рассмотрения и разрешения гражданских дел по первой инстанции.

На основании ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрении его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Смысл данного конституционного правила состоит в том, что:

  подсудность строго должна быть установлена законом;

  судьи не вправе произвольно изменять правила подсудности.

Нормы о  подсудности изложены  в ст. 22-33.1 ГПК РФ.

 

Принимая исковое заявление (заявление) судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

В настоящее время в гражданском процессуальном законодательстве установлено 2 основных вида подсудности: родовая (предметная) и территориальная подсудность.

Родовая подсудность это подсудность дел судам различных звеньев системы судов общей юрисдикции по вертикали.

По правилам родовой подсудности разграничивается компетенция между:

1)    мировыми судьями (ст. 23 ГПК РФ).

2)    районными судами (ст. 24 ГПК РФ).

3)    военными судами (ст. 25 ГПК РФ).

4)    Судами субъектов РФ (ст. 26 ГПК РФ).

5)    Верховным судом РФ (Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".)

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

В ГПК РФ закреплены общие и специальные правила территориальной подсудности.

Общее правило территориальной подсудности содержится в ст. 28 ГПК РФ: иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Иски к несовершеннолетнему до 14 лет и гражданам, находящимся под опекой предъявляются по месту жительства их законных представителей.

Специальные правила подсудности закреплены в ст.ст. 29-32 ГПК РФ. Так, территориальная подсудность делится на следующие виды: альтернативная, исключительная, подсудность нескольких связанных между собой дел, договорная.

Альтернативная – это подсудность по выбору истца. Право выбора принадлежит истцу между несколькими судами только по тем требованиям, которые перечислены в ст. 29 ГПК РФ и не подлежат расширительному толкованию (9 пунктов).

Исключительная – подсудность дается в ст. 30 ГПК РФ (императивная норма), которая предписывает рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Т.е. предъявление исков по делам, указанным в ст. 30 ГПК в другие суды, кроме указанных в ней, не допускается. Такая подсудность установлена, например, в отношении: исков о правах на недвижимое имущество (они предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов).

Договорная – подсудность (ст. 32 ГПК РФ). Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела, кроме изменений правил родовой подсудности судов субъектов РФ, Верховного суда РФ, а также исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел закреплена в ст. 31 ГПК РФ. Применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

 

 3. Передача дел из одного суда в другой

По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 33 ГПК РФ, гражданское дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, даже если в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, за исключением случаев изменения подсудности, установленной ст. 26 и 27 ГПК РФ. То есть такие обстоятельства, как перемена места жительства ответчика-гражданина или места нахождения ответчика-организации, процессуальное правопреемство (ст. 44 ГПК РФ), внесение изменений в процессуальное законодательство и др., не имеет правового значения для суда, который уже начал производство по делу с учетом существовавшей на день возбуждения гражданского дела подсудности.

         Основания для передачи дела в другой суд содержатся в ч. 2 ст. 33 ГПК РФ и они не связаны с изменением его подсудности во время уже начавшегося производства. Остановимся на каждом из них.

         1. Суд передает дело на рассмотрение другого суда, если ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения. Данное ходатайство, исходя из содержания ст. 33 ГПК РФ, ответчик может заявить только в суде первой инстанции до момента вынесения решения.

         2. Суд обязан передать дело на рассмотрение другого суда в том случае, если обе стороны заявят ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств. По существу, в данном случае имеет место одно из проявлений договорной подсудности. Применение данного правила должно осуществляться с учетом требований ст. 23, 27, 30, 32 ГПК РФ, не допускающих изменения родовой и исключительной территориальной подсудности дела.

         3. Суд обязан передать дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявится, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

         4. Суд передает дело на рассмотрение другого суда, если в результате отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам рассмотрение дела в данном суде станет невозможным. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом. Передача дел, подлежащих рассмотрению в суде субъекта РФ, осуществляется кассационным судом общей юрисдикции. Передача дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном суде общей юрисдикции и кассационном суде общей юрисдикции, осуществляется ВС РФ.

         5. Если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ).

         Последнее основание к передаче дела носит наиболее сглаженный характер в том смысле, что не зависит от волеизъявления сторон, а обусловлен объективными причинами.

         Согласно ч. 3, 4 ст. 33 ГПК РФ суд оформляет передачу дела мотивированным определением, а затем направляет дело в тот суд, в котором оно должно быть рассмотрено. ГПК РФ в ч. 4 ст. 33 запрещает споры о подсудности между судами.

         О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения. В случаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, определение о передаче дела в другой суд вступает в силу со дня принятия и апелляционному обжалованию не подлежит.

1 комментарий: